Повестка педагогического совета
«Организация инновационной деятельности в учреждении образования»
№ п/п |
Вопрос |
Выступающий |
Теоритический блок |
||
1 |
Организация инновационной деятельности в учреждении образования |
Радькова О. В., заместитель директора по воспитательной работе |
2 |
Организация работы с учащимися по изучению традиций и праздников малой Родины |
Харковец А. В., Емельянова И. А., учителя, принимающие участие в инновационной деятельности |
3 |
Изучение культурного наследия Дрибинщины через экскурсионную деятельность |
Зайцева А. В., учитель, принимающий участие в инновационной деятельности |
Практический блок |
||
4 |
Музыкальный альбом «Масленица» |
Харковец А. В., Емельянова И. А., учителя, принимающие участие в инновационной деятельности |
5 |
Педагогическая мастерская «Краеведение в образовательном процессе» |
Соколовская Е. Г., учитель, принимающий участие в инновационной деятельности |
Открытый диалог «Инновация и образовательный процесс» |
Участники педагогического совета |
|
4 |
Рефлексия «Сегодня я…» |
Радькова О. В., заместитель директора по воспитательной работе |
Организация работы с учащимися
по изучению традиций и праздников малой Родины
Харковец Алеся Викторовна, Емельянова Инга Алекссевна, учителя начальных классов государственного учреждения образования «Трилесинская средняя школа»
Беларусь – это страна с многовековой историей. Причем, история эта отражена не только в официальных летописях и хрониках, но и в народной культуре – в традициях, которые складывались и укоренялись на протяжении долгого времени.
Однако в силу многих причин большая часть культурного наследия оказалась утрачена. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной культуры приобретает важный характер.
Как бы ни менялось общество, а воспитывать у подрастающего поколения любви к своей родине, гордости за нее – необходимо всегда. Поэтому мы решили принять участие в инновационной проекте «Внедрение модели гражданского и патриотического воспитания на основе истории и традиций белорусского народа» и решили изучить традиции и праздники малой Родины.
Приступив к работе, составили календарный план работы по реализации программы инновационной деятельности, определили цель и задачи. Это необходимо для того, чтобы четко представлять, на какие моменты необходимо обратить внимание при работе.
На протяжении года с учащимися подбирали материалы для изучения традиций и праздников малой Родины и изготовлены: альбом «Традиции и праздники малой Родины»; буклет «Наступили святки – начались Колядки»; листовка «Рождество Христово»; листовка «Крещение Господне»; информация «Громница»; листовка «Масленица»; музыкальный альбом «В гостях у масленицы»; листовка «Гуканне вясны»; альбом «Праздник Пасха — история, традиции»; листовка «Детям о празднике 1 мая»; открытка «С великим праздником Победы».
Участвовали в конкурсах, которые позволили применить уже имеющие знания на практике.
Участие Емельяновой Дарьи по созданию пластилинового мультфильма «Появление Рождественской звезды» в районном этапе XXV Республиканской выставки-конкурса декоративно-прикладного творчества учащихся «Калядная зорка - 2021» проводилось в преддверье рождественских праздников с целью патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся через приобщение их к ценностям белорусского культурного наследия, сохранения и развития региональных народных традиций. Итогом стал диплом I степени в районном этапе и диплом III степени в областном этапе конкурса.
Зима… Время волшебства, чудес и исполнения желаний. Для большинства белорусов самые любимые зимние праздники – Новый год и Рождество, главным символом которого является елка. В современном мире все большую популярность приобретают альтернативные ели из различных материалов. Для участия в районном этапе республиканского конкурса «ТехноЁлка - 2021» была изготовлена «Ель единства». На одной стороне ели размещены фотографии белорусских городов по областям, а на второй стороне – фотографии белорусских праздников. Итогом стал диплом III степени в районном этапе конкурса.
Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Учащаяся IV класса Якубенко Каролина прониклась культурой, традицией Рождества и создала «Рождественский венок» в районном этапе республиканского конкурса «Лёд. Цветы. Фантазия». Диплом III степени.
Учащиеся IV и II классов познакомились с историей названия улиц своей малой родины и поучаствовали в челлендже # «Улица моего города» в районном этапе областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе». Диплом I степени.
Традиционная народная культура является наиболее благоприятной средой для раскрытия творческих способностей развития личности. Наиболее массовой, доступной и естественной формой реализации творческого потенциала каждого человека остается народное искусство, обрядово-праздничная культура, т.е. все то, что нам сейчас так необходимо. Мы начали изучать праздники, традиции малой Родины и убедились, что они были необыкновенно богаты и разнообразны. Хочется верить, что у каждого появится интерес к дальнейшему изучению и позволит возродить утерянное и передать потомкам. Работа по изучению традиций и праздников малой Родины будет продолжена.
Изучение культурного наследия Дрибинщины
через экскурсионную деятельность
Зайцева Анастасия Викторовна, учитель выполняющий обязанности, классного руководителя VI класса, государственного учреждения образования «Трилесинская средняя школа» |
В сердце каждого человека живет любовь к малой родине, к родной земле с ее бескрайними степями, полями, лесами. Наша земля стоит того, чтобы ею гордиться. Для этого надо знать историю своего родного края, культуру и традиции народов, живущих здесь. Чем больше узнаёшь свой край, его историю, тем сильнее начинаешь любить и ценить каждый уголок. Чтобы почувствовать, увидеть и ещё больше насладиться красотой родной природы, надо просто совершать путешествия по тропинкам любимых маршрутов. Актуальность темы, я думаю, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт, знать культурные и природные наследия своей малой родины. В современное время актуален вопрос возрождения обычаев и традиций, изучения истории малой родины, так как в настоящее время остро проявляется кризис в нравственных отношениях между людьми. Мы стали забывать свои исторические корни, утрачиваем культурные ценности.
Таким образом, целью моей ИД – создание условий для изучения культурного наследия Дрибинщины через экскурсионную деятельность.
Я определила основные направления деятельности: сбор и изучение материалов (литература по теме, интернет-источники) и проведение экскурсий для школьников.
4 октября мы посетили историко-краеведческий музей отдел «Наша Спадчына» Трилесинской средней школы, который познакомил учащихся с историко-культурным наследием. Наибольший интерес у детей вызвали предметы для пряжи, одежда наших предков, ручники, серпы, а также экспонаты «Прялка», «Маслобойка», «Радиоприемник».
26 ноября – отделы «Они прошли дорогами войны», «История Трилесинской школы», «Прошлое и настоящее деревни Трилесино». Учащиеся познакомились с биографией и достижениями М.Г. Михейкина, В.Ф. Копытина, Виктора Кудлачева и других земляков. Ребята рассмотрели фотографии школы, учителей-ветеранов и деревни в послевоенное время.
22 марта прошла виртуальная экскурсия «Моя Маленькая Родина». Учащиеся заочно познакомились с достопримечательностями Трилесино и историей деревни.
17 апреля и 6 мая прошли экскурсии в церкви аг.Трилесино и д. Головичи
«По святым местам». Они и по сей день учат людей: духовный мир человека - хранилище нетленных сокровищ, перед которыми все богатства и царства мира - ничто. Церковь - духовный щит общества. Она всегда имела миротворческую, объединительную миссию и является источником культурного, образовательного роста страны.
Мы только в начале нашего пути, изучения культурного наследия Дрибинщины, которое началось в Малой Родины – Трилесино.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (скачать)
Педагогическая мастерская
«Включение краеведческого материала в образовательный процесс»
Соколовская Елена Георгиевна, учитель начальных классов государственного учреждения образования «Трилесинская средняя школа»
Цель: обмен опытом по включению краеведческого материала в образовательный процесс
Задачи:
продемонстрировать учебные материалы краеведческого характера, возможности их использования на учебных занятиях;
определить, апробировать и внедрить оптимальные формы, методы и приемы гражданского и патриотического воспитания на основе краеведческого материала в системе начального образования учреждения образования;
повысить компетентность педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания, используя региональный компонент;
содействовать повышению творческого потенциала педагогов
Ход мероприятия
- Организационно-мотивационный этап
Уважаемые коллеги! Ярада приветствовать всех на педагогическом совете. Надеюсь, что мои педагогические находки, которыми я хочу поделиться с вами, займут место в вашей педагогической копилке и найдут своё применение на ваших уроках.
- Вступительное слово
Родина, Отечество.… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у младших школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к школе, к родному поселку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Знакомство детей с родным краем (с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями) формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Наш знаменитый земляк, поэт Виктор Семенович Кудлачев в своем стихотворении «Мой уголок» писал:
Мой утолок родной – Сластѐны,
Деревня в пятьдесят дворов.
У хат берѐзы, липы, клѐны
И стаи шустрых воробьѐв.
Я здесь мальчишкой босоногим
По лужам весело скакал
И на лужайке у дороги
В лапту с ребятами играл.
Меня манили поле, речка,
Цветущий луг, поющий лес.
Я мог часами на крылечке
Стоять, смотреть на синь небес.
Данным давно все это было.
Теперь живу в другом краю.
Но место детства сердцу мило –
И я о Родине пою.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Решать эту задачу эффективнее всего через освоение регионального компонента, частью которого является формирование представлений о родном крае.
Воспитание чувства любви к малой Родине у младших школьников - процесс сложный и длительный, требующий от педагога и родителей личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех классах, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Этим условиям может соответствовать только гибкая, постоянно развивающаяся система патриотического воспитания в учреждении образования.
- Практическая часть
- Урок математики
Прочитайте записанные числа.
2022, 200, 2
- Назовем цифры, из которых составлены эти числа. Что заметили?
- Что же эти числа обозначают?
2022 – это год, в котором мы сейчас живем.
200 – примерно такой возраст имеют наши трилесинские деревья-старожилы, которые мы называем исполинами. (Фотография деревьев).
2км – именно столько нужно пройти от центра нашего поселка до «Халимоновой криницы». Местная легенда гласит, что здесь когда-то стояла церквушка, которая затем ушла под землю, а на ее месте стал бить родник с чистой, как слеза, водой. Говорят, что до сих пор иногда на самой заре тут слышен звон колоколов. (Фотография места).
- Угадайте число, которое я задумала. Его соседи – 2 и 4. (Число 3).
- Что вы о нем можете рассказать? (состав числа 3, это однозначное число).
- А знаете ли вы, что это число магическое? В русских народных сказках часто трижды нужно было пройти какое-либо испытание, да и жили наши герои в тридевятом царстве, в тридесятом государстве.
- Может, кто-то из вас знает, в каких произведениях встречается это число? («Три поросенка», «Три толстяка», «Три орешка для Золушки», «Три мушкетера»…)
- А еще это число – указатель названия нашего поселка. Трилесино – три леса, которые окружали поселок с давних пор.
(Учащиеся работают с разрезными цифрами. Что заметили? Расположите числа по возрастанию, убыванию. А сейчас действуйте по инструкции. На первое место поставьте цифру, обозначающую наименьшее число. На второе место – одну из повторяющихся цифр. На третьем месте моё задуманное число. На четвёртом – повторяющееся число. Число, которое у нас получилось, 1636).
- Интересно узнать, что первое упоминание о Трилесино в документах встретилось очень давно, в 1636 году.
2) Урок обучения грамоте (чтение)
- Прочитайте слова.
- Назовите слова с одинаковым количеством букв.
- Назовите самое короткое (длинное) слово.
- Назовите слова, которые начинаются на одну и ту же букву. Почему в одном слове использована строчная, а в другом – заглавная буква?
- Назовите 5 слов, в которых есть одинаковая буква.
- Назовите количество слогов в каждом слове.
- Назовите слова, которые нельзя переносить с одной строки на другую.
- Составьте из всех имеющихся слов стихотворную фразу.
Трилесино, мой край родной,
Тебя люблю я всей душой!
- За что вы любите своё Трилесино?
- Хочется отметить, что учащиеся моего класса очень любят стихи. Они читают их на уроках, в том числе недавно мы читали на уроке стихи В.Кудлачева. А также с удовольствием ребята сочиняют стихи сами и даже участвуют в творческих конкурсах. Так, четверо участников литературныхконкурсов «Мир в душе – мир в стране», «Как хорошо на свете без войны!» стали победителями (все – обладатели дипломов 1, 2 и 3 степени).
3) Урок обучения грамоте (письмо)
Тема. Большая буква в словах
Сегодня мы прочитаем и запишем слова-названия населенных пунктов и рек нашего Дрибинского района. Помогут нам их вспомнить ребусы.(Работа в группах).
- Подведение итогов. Рефлексия
Сегодня вы увидели лишь небольшую часть того материала, который я использую в этом учебном году на занятиях. Если вы что-то увидели для себя полезное, интересное, то, что сможете использовать и на своих учебных занятиях, буду очень рада.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (скачать)